Особенности инклюзивного образования в немецких учебных заведениях
Совместное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых детей – наиболее обсуждаемый вопрос в немецкой системе образования. Одна часть специалистов считает такой подход большой ошибкой, другая считает, что при грамотном и поступательном внедрении он может принести существенные плоды.
Інклюзивна освіта в Німеччині (Pexels)
Как устроено инклюзивное образование в Германии в 2023 году и почему оно является «яблоком раздора» в одной из наиболее прогрессивных стран мира?
Немецкая школа
Все годы, которые подрастающее поколение проводит в получении и усвоении знаний, можно разделить на три основных этапа:
-
начальная школа;
-
средняя;
-
высшее образование.
Обязательны первые две ступеньки, которые гарантируют детям доступ к образованию как в государственных, так и частных школьных учреждениях. Настоящая учеба для немецкого ребенка начинается с 6 лет.
Продолжается начальная школа обычно 4 года, после можно выбрать один из четырех вариантов последующего образования:
-
основная школа;
-
реальная;
-
общая;
-
гимназия.
Обучение на этой ступени длится до 10 класса. Выпускники гимназии имеют возможность продолжать обучение в 11-13 классах, которые являются подготовительными для поступления в вуз. Выпускники получают Abitur (аттестат), на основании которого они могут быть зачислены в их интересующий ВУЗ без экзаменов.
Что предполагает инклюзивное образование
Ключевая цель обучения детей с разными возможностями в одних классах – разработка гибкой методики, которая обеспечит предоставление знаний разным категориям учащихся в равной степени, учитывая их индивидуальные особенности и соблюдая право каждого ребенка на образование.
Основная идея инклюзивной системы основана на стремлении педагогов создать все условия, чтобы ни один ребенок не выпал из детского социума.
Считается, что обучение детей с инвалидностью в отдельных школах ставит их в особые условия, проводит границу между ними и здоровыми детьми, является своего рода приговором и делает все, чтобы поминутно напоминать ребенку о его дефектах.
О создании общих школ заговорили в 1940-х годах. Каждому человеку необходимо проводить время с людьми, у которых есть дефекты здоровья. Это позволяет ему бороться со своим эгоизмом и эгоцентризмом. В 1994 году была подписана Саламанская декларация, которая касалась вопросов обучения детей с инвалидностью. Саламанская декларация утверждает, что абсолютно каждый ребенок должен иметь доступ к получению знаний, что система образования должна учитывать потребности и возможности всех детей и создавать подходящие для них условия.
Существует восемь основных принципов совместного обучения детей с разными возможностями:
-
ценность личности не определяется ее достижениями и способностями;
-
каждый человек обладает способностью мыслить и чувствовать;
-
каждый индивидуум имеет право на общение с другими людьми и на то, чтобы быть услышанным;
-
все люди на планете нуждаются в общении и присутствии других членов общества;
-
подлинное образование может быть воплощено в жизнь только в разрезе реальных отношений между людьми;
-
каждому человеку необходима поддержка его сверстников;
-
прогресс каждого ученика определяется тем, что он может делать, а не тем, что ему не по силам;
-
все стороны жизни человеческой жизни должны иметь разное содержание.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих возможностей. В ФРГ она вступила в законную силу и стала применяться в 2009 году.
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25% этого количества посещают обычные школы. Все остальные являются учениками спецшкол для детей с разными нарушениями.
Сегодня в Германии функционирует около тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем покидают обучение в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Учебный процесс в инклюзивных школах
Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построено обучение в общих школах:
-
Все учащиеся, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них учится 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один ученик с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
-
Оборудование в классах оснащено множеством звуковых и зрительных сигналов для различных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
-
Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить об изменении вида деятельности.
-
Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут пользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
-
Вручение знаний в инклюзивных школах производится на основе смоделированных ситуаций. К примеру, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
-
Учащиеся с инвалидностью вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
-
В классе помимо учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и компьютеры (помощники учителя).
-
Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.
Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого учащегося. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка. А в аттестате, который получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошлый период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи учащегося, сколько динамику его развития.
Инклюзивные школы в Германии
В стране функционируют разные общие школьные учебные заведения, которые финансируются как за счет государства, так и частно.
Есть так называемые Вальдорфские школы. Решение о принятии в такие школы не выносится на основании материального положения семьи, а исходя из того, сможет ли ребенок интегрироваться в среду детей, которые уже учатся в школе. В них можно встретить учащихся с разными отклонениями.
Обычно желающих попасть в вальдорфские школы больше, чем они могут принять. И вопреки распространенному мнению, что эти учебные заведения предоставляют не слишком высокий уровень образования, практика показывает, что большая часть выпускников получает Abitur, а значит и возможность поступить в вузы.
Для помощи школам созданы специальные центры по работе с аутистами. Участие в учебном процессе работающих в них специалистов становится необходимым, когда в инклюзивных школах возникают сложные ситуации с детьми, склонными к аутизму. В непредвиденных ситуациях руководство школы приглашает таких специалистов, которые проводят с детьми столько времени, сколько понадобится для решения возникшей проблемы.
Есть также известное инклюзивное учебное заведение в Гиссене – "Софи Шулле". Оно включает детский сад, общую школу, спецшколу, психологический центр медицинской направленности, а также мастерские, где дети с ограниченными возможностями могут приобрести практические навыки. 75% финансирования поступает от федерального правительства, а 25% оплачивают родители.
Практикуется в Германии также и слияние школ. Это объединение обычной школы и учебного заведения для детей с инвалидностью. К примеру, в 1999 году в пригороде Берлина появилось образовательное учреждение Регины Хильдебрандт, в которое вошли обычная средняя школа и школа для слепых детей. Сегодня в ней учится 724 ученика, 12% из которых – дети с нарушениями зрения.
При всем совершенстве германской школьной системы образования вопрос эффективности инклюзивного образования все еще вызывает множество споров и разногласий. По мнению ведущих специалистов страны, инклюзивное образование важно не только для школьников с инвалидностью, но и для других детей: оно помогает преодолеть эгоизм и воспитание чувства взаимопомощи, поддержки и сострадания.